Министерство транспорта РФ совместно с Транспортно-клиринговой палатой (ТКП) и концерном «Ростех» рассматривает возможность ввода нового сбора на авиабилеты и создания фонда для защиты прав пассажиров. Это следует из письма вице-президента ТКП Алексея Шубенкова к ведомству (есть в редакции).
В письме речь идет о работах Ростеха по созданию отечественной автоматизированной системы оформления воздушных перевозок, которая будет включать в себя и единую систему взаиморасчетов на авиатранспорте на базе созднного в 2021 году АО «Авиагарант». Руководит им также Алексей Шубенков.
Как отмечается в обращении, эти меры позволят обеспечить «информационный суверенитет» России и безопасность.
«Одной из целей проекта является также создание финансового резерва для обеспечения гарантий выполнения обязательств авиакомпаний перед пассажирами и защиты в случае банкротств авиакомпаний», – сообщается в письме (есть в редакции).
Для пополнения фонда предлагается установить сбор, взимаемый при оформлении билетов. При этом уточняется, что платеж «формируется за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством РФ», поэтому такая процедура не должна привести к увеличению стоимости перевозки. Автор письма просит руководство Минтранса «обеспечить создание необходимой правовой базы» в части расширения перечня лиц, имеющих право вводить такой сбор.
Его размер пока не определен, но, по оценкам наблюдателей, речь идет о 70–250 руб. за каждый полетный сегмент. При этом часть суммы может пойти в качестве платы за услуги оператора фонда – из письма следует, что эта задача также находится в ведении АО «Авиагарант».
Комментируя инициативу, эксперты обращают внимание, что Ростех уже планировал создать аналогичную систему в туризме. Два года назад в Госдуме обсуждались поправки, предполагающие отчисления с каждого проданного тура в общий фонд, контролируемый назначенной правительством организацией. На эту роль прочили оператора системы электронная путевка – АО «Национальные туристические технологии», которая аффилирована с Ростехом. Предполагалось, что, когда путевка станет обязательной, туроператоры смогут вместо фингарантий и отчислений в фонды персональной ответственности «Турпомощи» платить в общий гарантийный фонд. И именно из него туристам станут выплачиваться компенсации при банкротствах.
«На мой взгляд, идея формирования фонда для возмещения ущерба пассажирам за счет самих пассажиров не вполне этичная. По существу, это та же самая конструкция, которая была предложена для формирования фонда из стоимости электронных путевок, от которой отказались в итоговой версии законопроекта», – считает основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. «В сфере авиаперевозки это может получиться. У них другой формат ценообразования, есть тарифы и есть сервисные сборы, в которые можно при желании зашифровать все что угодно».
Создадут ли аналог «Турпомощи» в авиации или нет, будет зависеть от лоббистских возможностей заинтересованных структур, а также от других факторов. Еще один эксперт обратил внимание, что из-за санкционного давления на Россию на билетном рынке происходят процессы, которые способствуют предлагаемым преобразованиям.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на представителя концерна «Ростех», в задачи «Авиагаранта» может войти объединение процессинга для двух систем взаиморасчетов, существующих сейчас в России. Это СВВТ (оператор ТКП) и BSP (оператор – Международная ассоциация воздушного транспорта, IАТА). С помощью этих систем продаются билеты на рейсы российских авиакомпаний, если их приобретают через агентов, а не напрямую у перевозчиков. По одной из версий, в Минтрансе уже подготовили проект постановления, по которому работа BSP в России может быть приостановлена, так как ее собственником и разработчиком является иностранная компания.
Однако источник TourDom.ru такой сценарий называет крайне маловероятным, так как через BSP идет выписка билетов на рейсы иностранных авиакомпаний. Он также добавил, что в отличие от BSP в российской системе взаиморасчетов при выписке билета уже взимается дополнительный сбор, это так называемая Zz-такса (185 руб.). Если работу BSP будут ограничивать, произойдет монополизация рынка, что, вполне возможно, приведет к увеличению как уже существующих сборов с пассажиров, так и к появлению новых.
Автор: Александр Мошков Авиаперевозка и транспорт,
Источник: tourdom.ru