Компания Booking.com B.V., зарегистрированная в Нидерландах, 11 мая обратилась в Верховный суд России, пытаясь оспорить решение ФАС об отмене ограничений для российских отелей. Параллельно отельеры пытаются призвать к ответу сам Booking.com, так как с российского рынка компания ушла некорректно.
Как следует из материалов дела, путем обращения в Верховный суд агрегатор хочет обжаловать постановление кассационной инстанции от 11 марта. Booking.com тогда в очередной раз пытался оспорить решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), но получил отказ.
Ранее сотрудники антимонопольного ведомства, реагируя на обращение объединения предпринимателей «Опора России», провели проверку Booking.com и выяснили, что агрегатор злоупотребляет доминирующим положением на рынке индивидуальных бронирований в России, а также навязывает отелям так называемый паритет цен. Этот пункт в договорах фактически обязывал предоставлять агрегатору лучшие тарифы – даже на своих сайтах гостиницы не могли их ставить ниже, чем на Booking.com. Отключиться и работать по своим правилам многие гостиницы были не в силах, так как Booking.com, пользуясь преимуществом, заполнял рекламой весь интернет и перехватывал трафик.
Несмотря на то что Booking.com категорически не был согласен с такой трактовкой и даже оспаривал на этапе разбирательства в ФАС собственное лидерство, иностранная компания в итоге заплатила 1,3 млрд руб. в качестве штрафа. Это показывает, что деятельность в России все-таки была очень масштабной и позволяла иметь куда большую прибыль.
«У компании, конечно, есть такое право – обратиться с жалобой в Верховный суд РФ, она им и воспользовалась. В свою очередь, “Опора России” уверена в правомерности решения ФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которое было рассмотрено по заявлению “Опоры России”. Практика “паритета цен” является злоупотреблением доминирующим положением на рынке, неправомерно ограничивает свободу предпринимательской деятельности гостиниц и несет негативные последствия для состояния конкуренции на рынке. Поэтому было бы правильно исключить паритет цен у всех ОТА. “Опора России” написала законопроект на этот счет и будет его продвигать», – рассказал TourDom.ru вице-президент организации Алексей Кожевников.
Параллельно с этим разбирательством продолжается еще одно, но не судебное, а на уровне самих гостиниц и Booking.com.
Отельеры считают, что партнер поступил с ними некорректно, когда прекратил принимать от пользователей бронирования и убрал предложения из поисковой выдачи. Это было сделано внезапно, из-за чего у гостиниц возникли проблемы и финансовые потери: часть бронирований потерялась, так как оказался заблокирован доступ к контактам клиентов, накопленным в личных кабинетах. «По договору (в случае его расторжения) Booking должен был за 14 дней предупредить отель. Теоретически этого времени хватило бы, чтобы связаться с гостями и сообщить им, что все брони в силе, что они могут заехать, обменяться контактами. А Booking просто всех одномоментно отключил. Это прямое нарушение их собственного договора», – объяснила ситуацию член правления Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Наталья Петровская.
При этом Booking.com не отменил выставленные счета за свои услуги, чем вызвал недоумение у отельеров. В конце апреля представители Лиги и Российской гостиничной ассоциации обратились с письмом к руководству Booking.com с требованием аннулировать эти платежи и открыть доступ к личным контактам клиентов, которые года копились в личных кабинетах. По состоянию на 19 мая ответ так и не был получен.
Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Челябинске, руководитель отеля «Царский Двор» Юрий Звонков, комментируя это обращение, пояснил, что 28 февраля Booking.com разослал уведомление о приостановке деятельности в РФ с 10 марта на неопределенный срок. Выставление счетов агрегатор тоже поставил на паузу, в связи с возникшими затруднениями по оплате. В уведомлении не было ни слова о прощении задолженности, так что обязанность заплатить за услуги агрегатора действительно никуда не делась. Однако и взыскать комиссию в суде с тех, кто не захочет ее платить, Booking.com вряд ли сможет.
Претензии отельеров к Booking.com по поводу их потерь из-за резкого ухода с рынка, по мнения Юрия Звонкова, вряд ли юридически обоснованы: «В тексте договора сказано, что Booking.com не несет ответственности перед отелем относительно любого сбоя, временного нарушения работы, недоступности своих платформ, услуг и/или экстранета. Booking.com оказывает услуги на условиях “как есть” и “при наличии возможности”», – процитировал Звонков публичную оферту агрегатора.
Все это показывает, что после своего внезапного ухода из России Booking.com пока не спешит полностью рвать связи с нашим рынком, который занимал значимую долю в его бизнесе. С одной стороны, иностранный сервис пытается закрыть гештальт в споре с ФАС и пройти все инстанции до конца, с другой – держит на крючке отельеров. Окончательно распрощаться с Booking им тоже сложно. Несмотря на жесткие условия в договорах по паритету цен и высокую комиссию, доходившую до 25–30%, Booking.com был для многих очень удобным партнером, который полностью закрывал собой участок продаж и поставлял до 100% клиентов. Аналогичные сервисы есть, но технологически очень сильно отстают и не могут полностью заместить Booking.com, говорят представители гостиниц.
Автор: Дмитрий Даниленко Отели,
Источник: tourdom.ru