Антикоррупция

Понятие коррупции

Коррупция всё больше становится международной проблемой. Для пропаганды знаний о противодействии коррупции Организация объединенных наций учредила Международный день борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря. Ратифицированная Россией европейская Уголовно-правовая конвенция о коррупции (англ. Criminal Law Convention on Corruption) относит коррупцию к уголовным преступлениям физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения. Коррупции может быть подвержено любое  лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

История коррупции

История возникновения такого явления, как коррупция, восходит к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Но по мере усложнения государственного аппарата появились профессиональные чиновники, которые должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. Однако на практике они стремились воспользоваться положением для тайного увеличения своих доходов. С проблемами коррупции сталкивались все древние цивилизации – египтяне, шумеры, индийцы, иудеи. Мы находим свидетельства этого во многих исторических источниках, в частности, пример наказания за мздоимство приводит Геродот в своей «Истории». Это эпизод из правления (VI век до н. э.), персидского царя Камбиса II:«Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло такими ремнями, Камбис назначил судьей вместо Сисамна,  его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит». («История», Книга Пятая, 25) Этот сюжетный ход стал основой для назидательной картины голландского художника Герарда Давида «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи», написанной в 1498 году. В воспитательных целях картина была помещена в ратушу города Брюгге в зал, где проходили судебные заседания, дабы служить напоминанием судьям об их долге.

91

В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада.

92
Иллюстрация: Гюстав Доре

 

Мздоимство упоминается и в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий на Руси принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошел в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей: царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных министра – глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. Однако, победу можно назвать условной, так как в результате бунта часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей.

Психология взяточничества

Что происходит, когда чиновнику предлагают взятку? В это время обращаются именно к нему, признают его способность решить вопрос, поддерживают его компетенцию, профессионализм и должность. Для чиновника взятка – это способ получить подтверждение своей значимости и повышение самооценки. Взяточнику присуще и чувство вины, ведь взяточничество не поощряется в обществе, и он в любую минуту рискует стать изгоем. И это чувство вины не позволяет ощущать эмоции радости и удовлетворения. Поэтому, по мнению психологов, позитивный образ собственного «Я», самопринятие и положительная самооценка создают благоприятный фон для конструктивного поведения личности в сложных ситуациях выбора. Напротив, негативная самооценка оказывает деформирующее воздействие на правовое поведение личности, активизирует комплекс неполноценности и поиск компенсаторных механизмов в виде повышения значимости личности за счет увеличения материальных благ.

93

Основные принципы противодействия коррупции 

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Законом закрепляются принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1)       по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2)       по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3)       по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно  статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается на следующих основных принципах:

1.     Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2.     Законность;
3.     Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4.     Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5.     Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6.     Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7.     сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Среди предусмотренных законом мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и социальных гарантий муниципальным служащим; создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др. Теперь госслужащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, госслужащих обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Муниципальные служащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

В целях осуществления мер противодействия коррупции государство контролирует доходы муниципальных служащих. Так, согласно статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащие, замещающие должность государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Закон Республики Крым от 22 июля 2014 г. N 36-ЗРК "О противодействии коррупции в Республике Крым"

Законом определены задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Республике Крым.

В Республике Крым создан уполномоченный орган исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Основные мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений: проведение антикоррупционной экспертизы Законов Республики Крым и их проектов; анализ правоприменительной практики; проведение мониторинга коррупционных правонарушений; проведение антикоррупционной пропаганды в СМИ и др.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Документы по противодействию коррупции размещены на сайте: http://kadry.simadm.ru/protivodejstvie-korrupcii

Профилактические меры по борьбе с коррупцией:

1.     Формирование отрицательного отношения в обществе по направлению к коррупционному поведению.
2.     Контроль, отвечающий за соблюдение Российского законодательства общественными институтами. 3.     Анализ правоприменительной практики с целью выявления нарушений, принятия необходимых мер, предупреждающих или устраняющих коррупционные нарушения.
4.     Установление ответственности в качестве увольнения с занимаемой должности, освобождение от замещаемого поста или применение иных мер юридической ответственности.
5.     Наказание предусмотрено за непредставление или, наоборот, дачу заведомо ложных сведений о доходах, имуществе, расходах и обязательствах со стороны должностного лица, его супруги (супруга) и детей, не достигших совершеннолетия.
6.     Проверка сведений, предоставляемых гражданами,     претендующими на определенный пост или замещение должности государственного или муниципального служащего.

Прямая линия по вопросам противодействия

В Администрации города Симферополя Республики Крым помимо установленного графика приема юридических и физических лиц организовано и регулярно проводятся «прямые линии» с гражданами по вопросам, относящимся к сфере деятельности отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) администрации. График проведения прямой линии можно найти по электронному адресу:  http://kadry.simadm.ru/protivodejstvie-korrupcii/pryamye-linii-s-podrazdeleniyami-administracii-goroda-simferopolya

Прямая линия в управлении кадровой работы муниципальной службы и противодействия коррупции.

В управлении кадровой работы муниципальной службы и противодействия коррупции администрации города Симферополя функционирует прямая линия. Электронный адрес: http://kadry.simadm.ru/pryamaya-liniya/. По телефону 27-05-16, 27-43-80 каждую среду с 14-00 до 18-00 можно обратиться по интересующим вопросам в части:

- поступления на муниципальную службу;
- прохождения муниципальной службы;
- оказания консультативной помощи по вопросам связанным с применением на практике требований к служебному поведению, по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов и исполнения муниципальными служащими требований предусмотренных антикоррупционным законодательством Российской Федерации.

94