Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников. Парамонова Л. А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»

« Назад

Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников. Парамонова Л. А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» 01.04.2017 06:09

 Актуальность исследования в том, что проектная деятельность формирует стремление к достижению успеха как учителя, так и ученика. А также учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую проблему, цель, способы деятельности, согласованные методы, которые направлены на достижение общего результата совместной деятельности.

Метод проектной деятельности содействует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по проекту, формирование рабочих групп, распределение обязанностей внутри рабочей группы, обозначение необходимых терминов и материалов для реализации проекта, обобщать полученную информацию, представлять результат исследовательской работы.

Метод проектов активно используется в системе образования и во внеклассной деятельности. Информация по методу проектной деятельности есть в педагогической и методической литературе. В работах частично  раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников, охарактеризованы этапы    учебного проекта, роль учителя.

Объект исследования: процесс организации учебной проектной деятельности младших школьников.

Цель исследования: развитие форм и методов организации проектной деятельности в начальной школе, которые содействуют развитию умений для формирования проектной деятельности.

Некоторые ученые считают, что проектную деятельность можно считать    как дополнение к некоторым видам обучения. Однако можно выделить основные направления, когда можно применять проектную деятельность.

 - проект как метод обучения на уроке

 - проектные технологии дистанционного обучения

 - для формирования исследовательских навыков во внеурочной работе

 - как метод организации исследовательской деятельности обучающихся

Учебный проект – это совокупность заданий учащимся, проблема, которую нужно решить, способы ее решения, формы организации взаимодействия ученика и учителя, деятельности, анализа результата и сопоставления его с предыдущей гипотезой.

Цели проектной деятельности:

 - развитие коммуникативных способностей;

 - повышение уровня самооценки, уверенности каждого участника;

 - обеспечение механизма развития критического мышления ребенка;

 - умение искать пути решения проблемы;

 - развивать у обучающихся исследовательские умения, такие как: сбор информации, нахождение проблемы, обобщение.

Этапы реализации метода проектов

  1. Этап предпроектной подготовки, который включает в себя формирование групп, определение объекта исследования, название темы, цели, методов исследования, разработка плана исследования, поиск информации, изучение литературы.
  2.  Исследовательский этап предусматривает сбор данных с использованием различных методов исследования, анализ литературных источников, обработка полученных данных, подготовка выводов, оформление результатов исследования.
  3. Этап представления полученных результатов включает в себя публичную презентацию, анализ обработки полученных результатов, оценка работы в целом и отдельно каждого участника проекта.

В начальной школе обучающему бывает довольно сложно самостоятельно ориентироваться в проекте, поэтому учитель помогает ученикам обозначит цель проекта, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы деятельности, говорит о результатах проектной деятельности.

Конечно, в начальной школе проекты – это скорее всего не индивидуальная, а семейная деятельность, поскольку ребенок ограничен в способах поиска, сбора и обработки информации. Работа осуществляется под руководством учителя и родителей. Однако родители должны помнить, что суть метода проектов – это формирование самостоятельности в поиске информации, обработке данных. А вот помочь советом, интересом со стороны родителей – важнейший фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьника.

В начальной школе проектная деятельность имеет свои особенности, однако, привлекать учащихся к этому виду деятельности нужно обязательно.Именно в младшем школьном возрасте закладывается целый ряд ценностных установок, личностных качеств и представлений. Если это обстоятельство не учитывается, то нарушается последовательность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому значительная часть школьников может в дальнейшем так и не достичь желанных результатов в проектной деятельности.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним отраслям, т. к. для проекта нужна личностно-значимая и социально-значимая проблема, которая знакома младшим школьникам и имеет для них значение. Проблема проекта или исследования, которая обеспечивает мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в отрасли познавательных интересов учащихся и находится в зоне их развития.

На уроках и во внеклассной деятельности для формирования социальных навыков учащихся учитель использует различные социальные проекты. Представляю вашему вниманию социально – личностный объект «Профессии наших мам». Данный проект направлен на профориентационную работу. Проект долгосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: февраль-март 2016 года.Цель проекта: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам.Актуальность: воспитание любви и уважения к родной матери является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Участники проекта: учитель, обучающиеся 3-Б класса МБОУ «СОШ № 22», родители обучающихся. Задачи проекта:

Образовательные:

 - расширить и закрепить знания учащихся о профессиях, трудовых действиях     и инструментах труда.

Воспитательные:

- углубить у обучающихся осмысление того, что благосостояние нашей страны и всех граждан приумножается трудом;

- вызывать чувство уважения к трудящимся, стремление добросовестно работать;

- содействовать развитию трудовой активности и трудоспособности учащихся;

- поддерживать веру в свои силы и желание добывать новые знания.

Ожидаемые результаты:

 - презентация «Профессии наших мам»,

 - фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

 - классный час «Профессии наших мам».

Деятельность по решению задач проекта:

 - выбор темы;

 - составление плана;

-  сбор и обработка информации и материала;

 - привлечение многих видов деятельности;

 - презентация проекта,

 - открытые мероприятия.

В результате проекта получаем результаты:

      - презентация «Профессии наших мам»,

 - фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,

 - утренник «Профессии наших мам»

 - учитель, родители и обучающиеся удовлетворены результатами проекта;

 - собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Следующий проект, который я бы хотела представить вашему вниманию, проект «Мои права и обязанности». Мы начали его в сентябре 2016 года. Проект рассчитан три месяца. Проект включал в себя различные виды и формы работы. Это и родительские лектории на собраниях (в данном случае лекторий «Воспитание в семье»), и творческие выставки, и дидактические игры. И беседы, и сюжетно – ролевые игры, и сбор информации, чтение литературы, экскурсии, и как итог – открытый классный час «Мои права и обязанности». Цель: закрепить права, данные ребенку Конституцией Российской Федерации и обозначить круг его обязанностей. В данной проектной деятельности использовались поисковые, информационные, проблемные методы и приемы обучения. Прогнозируемый результат – правильно передавать, анализировать и обобщать информацию, умение делать выводы, устанавливать связи между объектами, повышение самооценки обучающихся.

Начиная с 2014 года в моем классе проводились такие проекты, как:

 - «В царстве букв». Цель: - запоминание букв учащимися;

 - «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи;

 - «История моей семьи в истории Крыма». Цель – более глубоко и детальнее узнать историю своей семьи, насколько она связана с историей Крыма;

 - правовой проект «Мои права и обязанности». Цель - воспитание правовой грамотности учеников;

 - «Города Крыма». Цель: - познакомить учащихся с городами Крыма;

 - «Отрывной календарь войны». Цель: - развитие патриотического воспитания, память о героях Великой Отечественной войны.

Итак, основная идея метода проектной деятельности в том, чтобы сделать акцент на активную умственную деятельность обучающихся в ходе общей творческой работы. Этот метод также формирует умения самостоятельной работы, главной особенностью которого является доступность темы и возможность ее изменения.

Таким образом, суть проектной деятельности в начальной школе – формирование интереса учащихся к учебной деятельности через метод проектов, который создает условия для творческой реализации обучающихся, повышает мотивацию получения знаний, повышает развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

  1. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
  2. Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.